Продавал работы ради билета на стадион. Как «Барселона» повлияла на творчество Пикассо :: Другие :: РБК Спорт

0

Продавал работы ради билета на стадион. Как Барселона повлияла на творчество Пабло Пикассо Во французском Мужене 50 лет назад умер Пабло Пикассо. Как великий художник распродавал работы ради билета на корриду, каким образом спорт и журнал о физкультуре повлияли на его творчество — в материале «РБК Спорт» Читайте нас в Новости

Пабло Пикассо (25 октября 1881 года, Малага (Испания) — 8 апреля 1973 года, Мужен, Франция) — один из выдающихся художников ХХ века, основатель кубизма. За 78 лет творческой карьеры он создал свыше 13,5 тыс. картин, 100 тыс. гравюр, 34 тыс. книжных иллюстраций, 300 скульптурных и керамических работ — всего около 150 тыс. произведений искусства.

«Связь с Барселоной привела к футболу»

Пабло Пикассо никогда не занимался спортом, однако являлся любителем ряда его видов. Художник в произведениях многократно изображал футбол и бокс, его очень привлекала коррида, арену которой он посещал регулярно.

«Основными увлечениями Пикассо были бокс и коррида, но он был движим футболом. Футбол появился для него в 1960-х годах. Его интерес, похоже, был непосредственно мотивирован его сильными связями с Барселоной, где он провел годы становления, прежде чем переехать в Париж», — отмечал Доктор Майк О'Махони, историк искусства, специализирующийся на представлении спорта.

«Футболист», 1965 «Футболист», 1965 (Фото: nationalfootballmuseum.com )

Пабло Пикассо множество раз обращался к теме футбола в графике и скульптуре. Одним из таких произведений стала скульптура «Футболист» 1965 года, созданная Пикассо за семь лет до смерти. Статуэтка показывает футболиста с занесенной в воздухе ногой, готовым ударить по мячу.

В 2012 году ее выкупил за £40 тыс. на аукционе Christie’s в Лондоне коллекционер из Франции Марку Бриер-Эдни, он предоставил ее для показа Национальному музею футбола в Манчестере.

В том же году 28-сантиметровая статуэтка силуэта футболиста была выставлена на почетном месте в центре музея, а также была частью выставки «Football is Art» в 2019 году. Многие полагают, что это не копия, а оригинальная версия скульптуры. До аукциона предметы в коллекции десятилетиями оставались нетронутыми в мастерской Madoura Pottery Studios в Валлорисе (Франция), где Пикассо создал их после переезда из Испании.

Чемпионат мира в России из-за картины Пикассо

«Футбол», 1961 «Футбол», 1961 (Фото: Museum Picasso, Paris, France)

Еще одним произведением Пикассо на ту же тематику стала картина «Футбол», написанная в 1961 году. В центре — желтый мяч, на который бегут игроки противоположных команд. Игроки представлены силуэтами и не имеют каких-либо определяющих черт, кроме форм, окрашенных в синий и красный цвета.

В 2014 году появились слухи о том, что картина Пикассо якобы была передана президентом России Владимиром Путиным экс-президенту УЕФА Мишелю Платини по причине того, что он голосовал в пользу России во время выборов страны — хозяйки чемпионата мира 2018 года. Однако Платини опроверг эту информацию, назвав полным бредом попытки полиции найти у него картину Пабло Пикассо.

«Французская полиция была уверена, что я получил картину Пикассо. Потому что в британской газете был материал, что спецслужбы сообщили, будто я получил ее от Путина. Они искали, есть ли у меня Пикассо. Это невероятно. Это же полный бред», — сказал Платини.

Также бывший президент УЕФА отметил, что голосовал за Россию и Катар, так как это новые места для проведения чемпионата мира.

Продавал свои картины ради билета на корриду

Пабло Пикассо с женой Франсуазой Жило и сыном Клодом на корриде, 1955 Пабло Пикассо с женой Франсуазой Жило и сыном Клодом на корриде, 1955 (Фото: Брайан Брейк)

Пикассо часто посещал корриду. Художник полюбил популярное в Испании зрелище в раннем возрасте. Он познакомился с корридой в десять лет, когда отец впервые отвел его на стадион.

Пикассо восхищался матадорами, среди которых у него было немало приятелей. Корриде он посвятил немало произведений. Зачастую бык в его картинах олицетворял мужское начало, а также воплощение стихийных сил природы, тореадор — женщину.

В начале пути к славе Пикассо продавал свои рисунки около арены, а на вырученные деньги покупал билеты на корриду.

«Желтый пикадор», 1889 «Желтый пикадор», 1889 (Фото: Частная коллекция Клода Пикассо, сына Пабло Пикассо )

Картина «Желтый пикадор» 1890 года считается одной из первых картин, которую Пикассо написал под впечатлением от боя быков.

Матадор Сальвадор Вега в костюме, сшитом по образцу, спроектированному самим Пикассо Матадор Сальвадор Вега в костюме, сшитом по образцу, спроектированному самим Пикассо

Также Пикассо занимался костюмами. В 2014 году несколько матадоров вышли на арену в костюмах художника: один был создан самим Пикассо, остальные были сшиты по мотивам картин художника. Также на бортах арены были выставлены 52 работы Пикассо.

«Любил боксеров не меньше, чем клоунов»

«Боксер», 1902 «Боксер», 1902 (Фото: Museum Picasso, Paris, France)

Писатель Норман Мейлер писал в книге «Портрет Пикассо в юности», что художник восхищался физической силой боксеров и гордился тем, что в его окружении есть люди, которые занимаются боксом. «Его страсть к боксу была другого рода. Физическая сила неизменно приводила его в восхищение. Он наслаждался боями, как произведением искусства. Он любил боксеров не меньше, чем клоунов, но иначе. Они вызывали у него почти благоговейный трепет. Он гордился тем, что у него есть друзья среди боксеров», — пишет автор книги.

Какие еще виды спорта были отражены в творчестве Пикассо

«Арлекин на лошади», 1905    «Арлекин на лошади», 1905 (Фото: Частная коллекция Клода Пикассо, сына Пабло Пикассо )

Помимо основных спортивных увлечений Пикассо также изображал велосипедистов, всадников и фехтовальщиков. Эти картины пришлись на 1893–1898 годы. В 1910 году художник изображал в произведениях соревнования по гребле и шахматам. Но большинство картин того года были посвящены акробатам.

«Шахматы», 1911 «Шахматы», 1911 (Фото: The Metropolitan Museum, New York)

Ученные отмечают, что на заре кубизма на образ женщины Пикассо серьезное влияние оказал основанный в 1904 году физкультурный журнал La Culture physique. «Мы видим, что Пикассо оставил для потомков ряд рисунков, вдохновленных этим журналом в 1905–1906 годах, — подчеркнул доктор Хироми Мацуи. — В работах же Пикассо 1907 года мы можем увидеть несколько совпадений с этим журналом».

Ученные полагают, что «Три обнаженные женщины» (Trois nues, 1906) и «Авиньонские девицы» (Les Demoiselles d' Avignon, 1907) были написаны под влиянием образа спортсменки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *